BannerFans.com
ПРИТЧИ

ПРИКАЗЫ ИМПЕРАТОРА

Отправляя полководца в поход, император опустился на колено и поцеловал колесо колесницы полководца. Это означало, что теперь полководец сам будет решать, какие из приказов императора ему надлежит выполнять, а какие нет. Далеко уйдёт войско. Если полководец увидит, что выполнение приказа во вред армии или безопасности страны, он имеет право не выполнить приказ императора. Не может император всё знать и всё предусмотреть из столицы.
Один из вассалов опоздал со своим войском на поле боя, и полководец отдал приказ о казни. Провинившийся был хорошо знаком императору и решил просить его об отмене казни. Император внял просьбе и послал гонца в лагерь полководца с приказом отменить казнь. Но пока гонец скакал, провинившийся был уже казнён. Полководец стоял возле своей палатки вместе с одним из офицеров, когда подскакал гонец и, остановив лошадь перед полководцем, протянул ему приказ. Полководец развернул, прочитал, свернул, протянул обратно гонцу и произнёс:

— Не все приказы императора надо выполнять!
Затем обернулся к офицеру:
— А что у нас полагается тому, кто скачет на лошади по лагерю во весь опор?!
— Смертная казнь! — ответил офицер. По лагерю на лошади можно передвигаться только шагом, во избежание паники.
Гонец обеспокоился и стал объяснять, что он очень торопился, что император просил его поспешить, что речь идёт о жизни человека.
— Хорошо, — сказал полководец. — Мы тебя не казним. Не все приказы императора надо выполнять, но уважать императора надо! Мы вместо тебя казним ребёнка!

И ребенок был казнён.
Мы не знаем, какой именно ребенок был казнён. Но это и неважно. Именно потому неважно, что ребёнок. То есть невиновный. За вину гонца можно было казнить только невиновного.
Если бы казнили гонца, полководец был бы прав. Но это была бы как раз та правота, что написана на камне у автострады: "Он был прав, когда переходил улицу".
Император был бы, несомненно, недоволен, если бы вместо отмены одной казни добавилась и вторая. Это значит, что он при случае сместил бы полководца, и армию бы возглавил другой человек, менее талантливый. Армия была бы разбита, страна захвачена. Вот к чему могла привести излишняя правота полководца. Гонца нельзя было казнить.

Но если гонца не казнить, значит приказ о передвижении шагом может нарушаться. Со ссылкой на чрезвычайные обстоятельства, пожар или ещё что-нибудь. Но если может не выполняться один приказ, то может и не выполняться и любой другой. Нарушение, беспорядок, дезорганизация. Казнь должна состояться.
Вот почему был казнён ребенок, и это единственно правильное решение. Не спешите негодовать.

Эта история дошла до нас, и управляет нами, подобно другим историям, и до следующих поколений воинов передавалась она устно, и могла быть искажена.

Мало изготовить хорошую красивую вещь. Надо её упаковать, чтобы при доставке по адресу она не подпортилась. Чтобы по дороге её не выкрали. Как же не побеспокоиться об упаковке?!
То же и с поступком. Можно совершить поступок. А лишь поступок подлинно задаёт ценность. Без поступков нет и ценностей. Надо еще упаковать поступок. Чтобы он передавался изустно правильно. Или хотя бы самое главное в нём.
Полководец совершил сразу два поступка. Они связаны между собой и помогают друг другу.

Полководец не сказал гонцу: "Ты, братец, опоздал!" Мог сказать, поскольку казнь провинившегося вассала уже состоялась. Ведь можно сказать: "Опоздал". А можно сказать: "Поторопились казнить"! Сказать про опоздание — это сказать: "Рано мне император вручил столь большую власть, видите, я поторопился, и казнил человека, чью казнь отменил бы, если бы гонец прибыл пораньше!"
Полководец распорядился казнить ребенка, так как если бы казнили любого взрослого, пусть даже действительно невинного, молва обязательно добавила бы этому взрослому его собственную вину. В лучшем случае полководцу бы приписали ошибку, перепутывание виновности двух людей. Поэтому ребенок здесь является частью упаковки.

Прежде чем сделать поступок, думайте о его упаковке. Такие раздумья могут изменить и содержание самого поступка. Сделать его чище и яснее.
Поступок должен быть чистым и ясным.

Здесь во весь рост встает вопрос о моральности предлагаемых технологий. И мало было бы сказать: "Я не одобряю казни ребёнка!" И пойти дальше. Из песни слова не выкинешь. Как же быть с ребёнком, если благополучие армии, а значит, безопасность страны, а значит и безопасность этого же самого ребенка связана с его казнью?

Что скажет человек высоко моральный?
— Чья казнь, конечно, недопустима? А как же с армией?
— Не знаю, я не военный!
— А нужна ли стране армия?
— Наверное, нужна.
— А как должен поступать полководец?
— Не знаю, я не военный.
— А если он с вами советуется, что вы посоветуете?
— Мне трудно судить, я не военный!
— Хорошо, не казним мы вашего ребенка! Будь что будет! Но если армия развалится и страна погибнет — эти многие смерти будут на вашей совести!
— А я то причем?! Это не мой бизнес! Я не во-енн-ный!

Поговорили.
Смысл разговора мы видим. Вы делайте, а я буду вас осуждать. От высокой моральности до полной аморальности один шаг.
Мы хорошо помним этот вопрос: если на чашу весов положить всё счастье мира с одной стороны, и одну невинно пролитую слезинку одного ребенка — с другой стороны, — то, что вы выберете?
О, всё счастье мира не стоит невинно пролитой слезинки!
Ну а как расшифруем счастье мира?! Ну, хотя бы скажем, что при его отсутствии один из многих невинно убиенных детей тоже окажется? На одной чаше жизнь одного ребенка, на другой — слезинка другого? Или и сейчас скажем, что жизнь одного ребенка не стоит слезинки другого?

На этом умозрительном пути нет успеха.
Мы сказали, что тот, кто имеет путь, всегда прав. Это так. И то, и другое возможно, если этот путь — путь добра. И это тоже так.
Мы начинали слова о пути, как о пути к дому. Пути к себе. И ничего не изменилось с тех пор. Пути иначе, чем пути добра быть не может. Но мы не настаиваем на этом слове — добро. Слово добро смутно и многозначно отражает путь. Путь можно увидеть, а добро нет. Добро состоит из поступков, которые подсказывает нам путь. И, окажись мы в трудном положении, не умозрительном, а реальном, путь укажет нам, что делать.







Заглавное меню



Советы юриста на каждый день! Присоединяйтесь!
Социологический опрос
Верите ли Вы в Бога?
Всего ответов: 1054



Посетите также:
  • Сказки разных народов
  • Вымышленные существа
  • Славянская мифология
  • Интернет-мошенничество
  • Истории фразеологизмов
  • Поиск по сайту




    Вернуться на главную | Регистрация | Вход | Пятница, 23.06.2017, 11:39



    При копировании материалов, пожалуйста, оставляйте ссылку на сайт.
    Сайт работает с 01.11.2009 года. Copyright Chance23 © 2009 - 2017